Музейный центр РГГУ Архив выставок (2017-2018)

Экспедиционный дневник: Алтай – Монголия (Эстампаж. Графика. Фотография)

3 октября - 24 ноября 2018 г.

Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета

Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств

Институт изобразительных искусств и дизайна
Монгольского государственного университета искусств и культуры

Кафедра ЮНЕСКО Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова

представляют международную выставку

Экспедиционный дневник: Алтай – Монголия
Эстампаж. Графика. Фотография

алтайИсследование древнего наскального искусства – одна из завораживающих областей искусствоведения. Российско-монгольский коллектив ученых и художников более десяти лет проводит полевые исследования с целью историко-искусствоведческого изучения уникальных комплексов петроглифов Монголии и Горного Алтая. Исследованиями руководили Доржсурэн Уранчимэг, директор Института искусств и дизайна Монгольского государственного университета культуры, и М. Ю. Шишин., директор Института комплексных исследований Большого Алтая АлтГТУ им И. И. Ползунова. В ходе экспедиций было обследовано и зафиксировано фото- и видеосъемкой свыше 10 крупных комплексов петроглифов, в том числе и расположенных на территории национального парка Таван-Богд (Монголия), включенных в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Помимо цифровой съемки был произведен эстампаж с наскальных рисунков – ядро выставки в Музейном центре РГГУ, поскольку эти работы обладают не только научной, но и художественной ценностью. Эстампаж (особая техника копирования) осуществили сотрудники Бийского государственного краеведческого музея им. В. В. Бианки, преподаватели и студенты Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова.

«Экспедиционный дневник» – первая форма научного осмысления накопленного материала. Представленные на выставке копии петроглифов позволяют проследить эволюцию и совершенствование техники создания наскальных изображений, формирование сюжетных композиций. Кроме того, при внимательном изучении объектов при помощи микросъемки удалось отметить мельчайшие технические детали и выделить работы разного уровня по степени художественного совершенства – от предварительных до подлинных шедевров. Эти наблюдения позволяют предположить формирование в культурах бронзового века сообществ людей, обладавших высокими художественными способностями и шлифовавших свое мастерство в группах особого рода. Образ художника прошлого – тема, особенно значимая для научного коллектива, который считает ее весьма перспективной.

Экспедиции всегда носили комплексный характер, в их составе работали не только ученые, но и художники разных направлений. Петроглифы, их яркая образность, композиционная завершенность и сегодня являются удивительным по силе стимулом для творческого поиска, использования новых выразительных средств. Выставка в Музейном центре РГГУ представляет работы современных мастеров Сибири и Монголии – Ларисы Пастушковой, Валерия Тебекова, Сергея Дыкова, Д. Умийбаяр, Д. Уранчимэг, Д. Саамжамц – как участников диалога между художниками, разделенными тысячелетиями. Творчество фотохудожников Андрея Клюева и Дмитрия Потапова помогает зрителю перенестись в места работы экспедиции, однако высокое художественное качество фотографий позволяет говорить о том, что эти экспозиции могут «работать» и как самостоятельные монографические разделы выставки.