Музейный центр РГГУ Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева Искусство Древней Греции V-IV вв. до н. э. (Зал 5)

Искусство Древней Греции V-IV вв. до н. э. (Зал 5)

 

Малый зал. 6-й этаж.

Наиболее известные статуи, находящиеся здесь, "Дорифор" и "Диадумен" ок. 440 и 420 гг. до н. э. (по обеим сторонам от входа в большой зал), восходят к Поликлету. Именно разработка новых форм в скульптуре - "канона", по которому должна строиться фигура человека "идеального типа", - стала основной темой его творчества. Эти замыслы были воплощены им в "Дорифоре" и отточены в "Диадумене". Поликлет не стремился увековечить момент, подобно Мирону. Он создавал гармоничный образ, отвлеченный от действа. Постановка фигуры "Дорифора" - устойчивый контрапост, "движение в покое" - стала определяющей в дальнейшем развитии всей античной пластики. Мы видим ее также в статуе Геракла, приписываемой Праксителю (справа от входа, у окна). Молодой последователь великого скульптора изменил пропорции поликлетовского строя, как бы облегчая и вытягивая фигуру, предвосхищая грядущие перемены в пространственном видении мастеров эллинизма.

Логика построения отдельно стоящей фигуры не была доминирующей в скульптуре классики. Многие мастера искали средства выражения кульминационного состояния своего героя - страсти, порыва, отчаяния. Часть скульптурной группы (справа от входа) передает страдания детей Ниобы, настигнутых стрелами Аполлона и Артемиды. Центр зала занимает уменьшенная копия менады Скопаса сер. IV в. до н. э., кружащейся в экстазе вакхической пляски.

Изваяния исторических персонажей классики, поэтов и философов: Эсхила, Софокла, Менандра, - также можно видеть в экспозиции (слева от входа, лестница, большой зал). Дошедшая до нас скульптура представлена римскими копиями или сделана по мотивам греческого "исторического портрета", верного традициям идеалистического отношения к действительности.

Искусство классики рассматривает и судьбу индивида - особенно его посмертную участь - не в конкретном, а в метафорическом смысле, чему посвящены сюжеты многочисленных надгробных стел, выставленных в следующем зале.